Цвет

В начало сайта

фиолетовый.

зелено-желтый, сине-зеленый, фиолетово-синий и красно-фиолетовый.

Итого получается десять цветов: пять основных и пять промежуточных. Среди них и надо выбрать те, которые больше всего идут определенному человеку.

Немного о терминах, принятых в отношении цвета.

Цветовой тон - это отчетливая разница в цвете. Например: красный цвет, зеленый цвет.

Светлота - это близость данного цвета к белому. Например: голубой светлее синего, розовый светлее красного.

Насыщенность - это степень густоты цвета. Например: цвет синий, голубой, светло-синий, темно-синий.


ЦВЕТОВЫЕ СОЧЕТАНИЯ


Гармоничное взаимодействие цветов чаще всего проявляется в контрастных сочетаниях.

желтоватый оттенок, чем в зеленом.

Гармонии можно добиться при сочетании резкоконтрастных, контрастных, полутональных и однотонных цветов.



Резкоконтрастными спортивной, юношеской, детской одежде, в костюме для отдыха.


Контрастными


Полутональными признаны сочетания холодных цветов с теплыми. Это нежно-розовый - нежно-голубой, нежно-салатный - нежно-сиреневый и т.д.


Однотонную, женщин.

белом платье (там отделка такого цвета блекнет).

(голубовато-синий) нужно носить с серым, белым. Голубой - лучше с белым, синим, электрик, черным. Коричневый удачно сочетается с белым, бежевым, кремовым. Желтый - с коричневым, зеленым.

розовость щек, сине-фиолетовым - золотистость волос, оранжевым - синеву глаз.

Существуют три группы цветов, объединенных по оттенкам и насыщенности: акварель, фреска, ярмарка.

"Акварель" включает различные цвета светлых тонов.

"Фреска" объединяет цвета средних тонов (серо-зеленые, красно-коричневые, коричневые, синие).

"Ярмарка" представлена разнообразными яркими цветами.

Доминируют в женской одежде цвета первой и второй групп, в молодежной - третьей.


ЦВЕТОВОЙ ТИП


теплые и ясные, а для осени - светящиеся, но землистые.


Весенний тип

Кожа: светлая, почти прозрачная, желтовато-золотистая.

Глаза: от зеленого, голубого и бирюзового до золотисто-карего.

Волосы: льняные, соломенные, бежевые, медовые, светло-рыжих оттенков, яркий блондин.

Гардероб. Идеальны светлые и ясные цвета - нежные или интенсивные. Не годятся размытые тона, слишком насыщенные и темные.

Хорошо: майская зелень, желто-зеленое, яблочно-зеленое; персиковый, цвет лосося и теплый кораллово-красный. Цвет белой шерсти, золотистые оттенки верблюжье-рыжего и цвет молочного шоколада.

Нельзя: ярко-белый, едко-розовый, черный. Из самых темных тонов допустимы светлый синий, нежный фиолетовый, теплый шоколадный. Из серых лишь серебристый.

Основные цвета - серо-голубой, абрикосовый, верблюжий.

Серо-голубой.

Абрикосовый. В сочетании с верблюжьим и коричневым; светло-коричневым, бежевым и вкраплениями розового; серо-голубым, синим и охрой; небесно-голубым; зеленым, белым и серебристым; красным и белым.

Верблюжий. темно-красным и небесно-голубым.


Летний тип

Кожа: молочного или румяного цвета с голубоватым оттенком. Загар всегда бывает ореховым или бронзовым, но никогда - красноватым.

Глаза: серо-голубые, светло-голубые, серо-зеленые, орехово-карие. Белки глаз лишены прозрачного блеска, они не контрастируют с радужной оболочкой.

Волосы с пепельным оттенком.

Гардероб. Идеальны нежные тона, почти все пастельные с голубоватыми или серыми оттенками (без оттенков абрикоса, лосося или персика), ярко-розовый, малиновый, цвет арбузной мякоти, спелой вишни.

Хорошо: нежный голубой, голубоватая зелень светлой бирюзы. Из желтых оттенков подойдет цвет недозрелого лимона.

Нельзя: яркие кричащие цвета. Самые темные и самые светлые: темно-синий, темно-коричневый, серовато-белый или розоватый оттенки.

Основные цвета: темно-синий, коричневый, сиренево-розовый.

Темно-синий. белым и красным; ванильно-желтым и светло-голубым; темно-коричневым, лиловым и ванильно-желтым.

Коричневый.

Сиренево-розовый. с джинсово-голубым и желтым.


Осенний тип

Кожа: от густого золотого, беж до отчетливого персикового с отчетливым желтовато-золотым оттенком. Румянец отсутствует. Люди осеннего типа быстро получают ожоги.

Глаза: прозрачно-бездонные, иногда пылающие. От лучистого светло-голубого до янтарного и насыщенного оливкового, от золотисто-карего до темно-карего.

Волосы: от морковного и медного до каштанового, блондины с рыжеватым отливом.

Гардероб. Идеальны теплые коричневатые тона - от золотисто-бежевого до яркой ржавчины и шоколадного, все красноватые оттенки коричневого.

Хорошо:

Нельзя: холодные краски, необходимые людям летнего типа. Сине-зеленый, едко-розовый, черный и чисто-белый. Из самых темных - шоколадный, из самых светлых - молочный белый.

Основные цвета: синий, хаки, ржаво-коричневый.

Синий. ежевичным и вкрапления коричневого; светло-коричневым и томатным; серовато-оранжевым и фиолетовым.

Хаки. и персиковым; красным, коричневым и кремово-белым.

Ржаво-коричневый. с изумрудным; красным с желтым и кремово-белым; коричневым с ежевичным.


Зимний тип

Кожа: светлая. Оттенок кожи всегда прозрачно-голубоватый. Зимой люди этого типа имеют фарфоровый оттенок лица, на котором лишь изредка появляется легкий румянец.

Глаза: яркий цвет радужной оболочки с голубоватыми белками глаз. Глаза холодно-голубые, синие, прозрачно-зеленые, карие, черные.

Волосы: темные. Обычно черные с синеватым отливом или темно-каштановые.

Гардероб. Идеальны контрастные цвета.

Хорошо: интенсивный рубиново-красный, едко-розовый, лиловый и темно-фиолетовый. Самые насыщенные синие тона.

Нельзя: самым ярким представителям типа лучше отказаться от пастельных тонов.

Основные цвета: черный, ночная синева, красный.

Черный. В сочетании с едко-розовым; желтым с красным и серым; розовым и лимонным; индиго с оранжевым и серым; сочно-зеленым с лазурью; бледно-зеленым с ярким зеленым.

Ночная синева. с ярко-желтым и бледно-розовым.

Красный. лазурным, темно-синим и лимонным; черно-коричневым и песочным.

Существует еще одна, более дробная классификация цветовых типов.


Глубокая осень и глубокая зима

Кожа: цвет слоновой кости, насыщенный бежевый, темно-оливковый, бронзовый, черный.

Глаза: карие, светло-карие.

Волосы: черные, темно-каштановые, темные с проседью.

Гардероб. В основе должны быть контрастные сочетания: черный, темно-серый или темно-синий - с одной стороны и ярко-голубой, красный, ярко-желтый, бирюзовый - с другой.

Хорошо. Цвет красного дерева, пурпурный, оливковый, ярко-зеленый, а также основные и чистые, без примесей.

Плохо. Пастельные тона. Светлые тона - светло-розовый, голубой и лимонный - больше подходят для блузок или спортивных костюмов.


Ранняя весна или начало лета

Кожа: цвет слоновой кости или фарфора, персиковый.

Глаза: голубые, серо-голубые, аквамариновые, светло-зеленые.

Волосы: белокурые или светло-пепельные.

Гардероб. ярко-голубой. Красный обязательно должен быть чистым, без примеси синего и не очень насыщенным.

Хорошо. Теплые пастельные тона: абрикосовый, лимонный, розовый или небесно-голубой. Голубовато-зеленые тона особенно к лицу этому типу.

Плохо. Темные сухие оттенки - черный или темно-серый. Оттенки розового (цвет манго, оранжево-розовый) тоже подойдут.


Теплая весна или теплая осень

Кожа: цвет слоновой кости, коричневый с золотом, персиковый, фарфоровый, бежевый с желтым оттенком.

Глаза: топаз, карие, теплых оттенков зеленого, цвета морской волны.

Волосы: белокурые, с соломенным отливом, рыжие или каштановые.

Гардероб. Вместо серых и синих лучше использовать золотисто-коричневые, оливковые, светло-коричневые цвета. Желтые, красные или зеленые оттенки должны быть близкими к естественным тонам данного типа.

Хорошо. Кирпичный цвет идет лучше, чем вишневый. Из голубых оттенков подойдет теплый цвет морской волны.

Плохо. Белый (вместо него лучше кремовый или кофейный). Не рекомендуется носить черный цвет близко к лицу, допускаются только черные юбки и брюки.


Прохладное лето или холодная зима

Кожа: цвет розовый, розовато-коричневый, бежевый, светлый, оливковый.

Глаза: голубые или карие.

Волосы: пепельно-русые, белокурые, седые.

Гардероб. подходят пастельные тона. Красный цвет должен быть с голубым оттенком.

Хорошо. Подойдет большинство коричневых тонов, цвет беж, хаки и кремовые оттенки. Хорошо использовать в одежде оттенки голубого и розового.

Плохо. Очень контрастные и яркие цвета. Надо обратить внимание на насыщенность и чистоту цвета.


Ясная весна или ясная зима

Кожа: цвет фарфоровый, слоновой кости, темный, пепельно-коричневый, чистый желто-бежевый.

Глаза: синевато-стальные, зеленые, светло-карие, темно-карие.

Волосы: черные, каштановые или насыщенного русого цвета.

Гардероб. В основе одежда, сочетающая светлые и темные тона, или одного насыщенного цвета. Черный, темно-синий, ярко-голубой и красный цвета составляют основу для сочетания с другими оттенками.

Хорошо. тонами.

Плохо. Мягкие, одноцветные тона.


Мягкое лето и мягкая осень

Кожа: цвет слоновой кости, розовый, желтовато-бежевый, светло-оливковый.

Глаза: голубовато-зеленые, карие, серо-голубые.

Волосы: пепельные, каштановые средней насыщенности или пепельно-русые, платиновые.

Гардероб. Яркие краски слишком резки для этих женщин.

Хорошо. холодный розовый или приглушенный оранжево-розовый оттенок, можно носить одежду розового цвета как бледных, так и насыщенных тонов. Если кожа более теплых тонов, нужно использовать золотистые и кремовые цвета.

Плохо. Такие сильные цвета, как черный и белый, будут подавлять теплые естественные оттенки.


ЦВЕТ ОДЕЖДЫ


мнению авторов, подходит тому или иному типу. В одной из книг можно было найти объяснение этому: "Вообще цвета сильно подвержены моде, почему мы не можем приводить здесь примеров; во всяком случае, советуем избегать так называемых модных цветов, которые часто через несколько недель носят все. Такие цвета очень непрактичны, потому что по ним всегда можно узнать год их изготовления".

другие - для юных. В одной из книг конца XIX века приводится перечень значений цветов: "Розовый цвет - любовь; ярко-красный - огонь и страсть; зеленый - надежда; голубой - вера; синий - верность; темно-серый - отчаяние".

кофейного цвета, подростки - голубого, а выпускницы - зеленого. На балах старшие девушки появлялись в белых платьях, поэтому их звали белыми.

красного - 20 %. Зеленый пользуется успехом у меньшего числа людей - всего лишь 12%. Во главе аутсайдеров стоит черный цвет - 8 % опрошенных. Еще хуже положение у розового - 5 %, белого и фиолетового - 3 %, желтого и коричневого - 2 %. У серого, серебряного и оранжевого вообще незавидная участь - они набрали всего по одному проценту.

Специалисты утверждают, что есть устойчивые соответствия между цветом и эмоциями человека.

надо, чтобы люди почувствовали доверие и могли высказать свое мнение.

Насыщенные, спокойные цвета - белый, серый, синий, зеленый - вместе с плавными линиями кроя одежды способны вызывать психологическую разрядку.

Резкие, ослепляющие цвета с блестящей поверхностью могут провоцировать напряжение у собеседника. Одежду из них можно надеть, чтобы морально подавить своего конкурента.

Для создания атмосферы не просто напряжения, а даже испуга выбираются холодные темно-синие и темно-зеленые цвета с сильным ледяным блеском. Впечатление страха усилят острые, выступающие детали одежды.

Если вы настроены весело и хотите подобным образом настроить своего собеседника, отдайте предпочтение светлым и ярким краскам в контрасте с тяжеловесными и темными с ненавязчивым блеском.

Спокойные нейтральные цвета (хаки, сдержанные зеленый, серый и коричневый) и отсутствие резких контрастов не оказывают на окружающих никаких впечатлений. Они будут смотреть на вас, не испытывая ни положительных, ни отрицательных эмоций.

Для привлечения внимания окружающих к себе стоит остановиться на ярких простых оттенках (красный, желтый, оранжевый), сконцентрировав внимание на одной "фокусной" точке (к примеру, глубокое декольте или высокий разрез).

Тем, кому хочется настроить собеседника на возвышенный, духовный лад, лучше прибегнуть к таким цветам, как сдержанный белый или холодный сине-зеленый и фиолетовый. Усилить впечатление можно с помощью дорогих качественных материалов.

Недовольство собеседника легко можно вызвать, если показать, что вы понятия не имеете о гармонии оттенков. Смело нужно выбирать кричащие нелепые сочетания, ткань - с ворсинками и катышами.

Оноре де Бальзак в "Теории красивой жизни" писал: "Множество красок всегда указывает на плохой вкус. Умению носить платье надо учиться. Разорванный костюм - это несчастье, пятно на одежде - это грех. Только животное внешним прикрытием защищается, глупец с помощью одежды разряжается, и только элегантный человек одевается. Какая сорокалетняя женщина не признается, что умение одеваться - это серьезная наука?"

Цвета, в соответствии с характером влияния на человека, делят на мужские и женские. К первым относят те, что оказывают стимулирующее воздействие (оранжевые, красные тона), ко вторым - успокаивающее (синие, зеленые тона). Желтый занимает промежуточное положение, уравновешивая противоположности. По другой классификации такое промежуточное положение у зеленого цвета.

Выигрышнее всего смотрится цвет, который оказывается в середине цветового спектра, - серый, голубой, жемчужный. Черный и белый - крайние цвета спектра - значительно проигрывают. Черный поглощает свет, белый наоборот его отражает. Красный цвет вибрирует и часто дает расплывчатый контур на фотографиях. Таким же действием отличается оранжевый цвет. Желтый и зеленый придают коже лица желтоватый и зеленоватый оттенок.

Отношение к цвету на протяжении веков меняется. Так, в Древней Греции основными цветами одежды были желтый, синий, красный, светло-зеленый, пурпурный (последний считается дорогим, так как добывался из сока моллюсков).

красного цвета носили палачи.

В XIII-XV веке преобладают яркие цвета в одежде. Разнообразие красок в одежде весьма метко отметил австрийский летописец XV века. Он отмечал: каждый носил то, что ему нравилось. У одного был жакет из двух цветов, у другого - левый рукав был намного шире правого, иногда даже шире, чем длина всего жакета. У некоторых рукава были украшены полосами разных цветов и серебряными колокольчиками на шелковых шнурах. Иногда на груди носили платки разного цвета, которые были украшены буквами, вышитые шелком или серебром. Одни отделывали край одежды одноцветным сукном, другие украшали его каймой либо надрезами в виде кистей.

В период Ренессанса большим спросом пользуются такие жесткие и трудные для шитья ткани, как парча с крупным узором, бархат.

Во второй половине XVII века одежда выглядит проще. По этому поводу Богуслав Балбин с грустью отмечал: "она была во много раз дороже нашей. Мы никогда не можем с ней сравниться ни в великолепии, ни в блеске, ни в стоимости одежды. Теперь носят фальшивое золото и серебро, металл нашего времени ослеп, выглядит больным, сукно, полотно и шелк кажутся комичными по сравнению со старинной парчой, они не излучают света, не имеют приятности красок и богатства старых времен".

В конце XX века в моде неконтрастные сочетания, размытые акварельные оттенки. Даже традиционно яркие краски прозрачные, как карамельки. Серый часто подменяет базовый черный; бежевый, пастельный не сходят с подиумов. В конце века модельеры вновь вернулись к белому, по сути никакому, цвету. Параллельно сосуществуют этнический стиль и арт-деко, для которых характерна многообразная цветовая палитра, но не они определяют моду городских улиц.

Существует гипотеза, по которой развитие цвета связано со столетним циклом: концу столетия, как правило, соответствуют сложные цвета - сиреневый, болотный, серо-синий, а также бледные и нежные. Простые цвета - белый, черный, красный, желтый и т. п. - более характерны для начала века.


Белый

Ни один цвет не способен так влиять на настроение, как белый. Восторг, с которым облачаются в одежду белого цвета, сравним с приобщением к таинству.


Символика цвета. Белый цвет символизирует чистоту, невинность, добродетель, радость, добро, исцеление, удачу, победу над злыми духами. С белизной связано представление об общепринятом, законном, истинном.

молоко и мужское семя - белого цвета, поэтому он ассоциируется со вскармливанием и любовью, союзом матери и ребенка, а также мужчины и женщины.

Белой была одежда жрецов. Белые животные и птицы у всех народов священны.

Невеста идет под венец в белом платье. Медперсонал, работники общепита и представители других профессий, для которых чистота имеет приоритетное значение, также облачены в белые одежды.

Однако белый цвет может получить и противоположное значение, так как он выражает и сияние снега, и холод льда.

По своей природе белый как бы нейтрализует все остальные цвета и соотносится с пустотой, бестелесностью, ледяным безмолвием и в конечном счете - со смертью.

Славяне одевали своих мертвецов в белые одежды. У некоторых африканских и австралийских племен принято раскрашивать тело белой краской после кончины кого-нибудь из близких. В Индии белый - цвет траура, поскольку смерть там рассматривают как радостное событие, переход к предкам. В Китае белый цвет символизирует осень и запад, потому что осенью закрома наполняются белоснежным рисом и на западе умирает солнце.


Действие цвета. Поскольку белый цвет - синтез всей цветовой гаммы, то является идеальным цветом мечты. Он почти никого не отталкивает и нравится людям с разным характером.

Белый цвет используют для лечения заболеваний центральной нервной системы.


Цвет и мода. В моде белый цвет переживает периоды подъема и спада, но никогда не выходит из употребления. Праздничная нарядная одежда обычно частично белого цвета - мужская сорочка или женская блузка, традиционная белая кофточка у школьников советской и постсоветской эпохи. Белыми воротничками и манжетами украшаются платья на выход. В XIX веке джентльмены носили пикейные белоснежные жилеты и пластроны - ослепительно белые накрахмаленные нагрудники на рубашках. Клерки отличались своими белыми воротничками.

До 1815 года белый - излюбленный цвет в великосветском обществе. И бальное, и дорожное платье было белого цвета. В 1815-м, с падением Наполеона, кончилась целая эпоха, белые платья стали редкостью. Они признавались излишне скромными или целомудренными. Считалось, их могли носить только барышни из обедневших дворянских родов, у которых не хватает денег идти в ногу со временем.

Стендаль (устами мадам де Шателле) писал в романе "Люсьен Левей": "Что значит это белое платье? Неужели в таком виде мы покажемся на таком торжестве".

В конце XX столетия белый как никогда актуален. Многие ведущие модельеры мира видят свои изделия в белом цвете. Вивьен Вествуд создает платье-халат. Валентино делает топ и прозрачную юбку. Ямамото предлагает сразу несколько изделий из чисто-белого цвета. В белом великолепно смотрятся модели, выполненные в новой технике оригами (платье очень напоминает фигурку из промокашки, сложенную в разных направлениях).


Цвет и имидж. Белая одежда может сделать человека унылым и даже неопрятным. Все зависит от того, какого цвета это белое. Важно обращать внимание на свойственные контрасты.

оттенок кожи холодной белизной. При этом можно добиться противоположного эффекта, поскольку кожа в таком соседстве покажется серее, а не золотистее, как ожидалось. Холодный белый цвет подойдет при контрастных чертах внешности - темных волосах и глазах и относительно белой коже (тип женщины-зимы, об этом см. выше). Цвет отбеленной шерсти, слоновой кости (экрю), кремовый, раскаленного белого песка, белый с сероватым оттенком (так называемый белый лилейный) - все эти оттенки белого может носить любой человек.

Кроме того, белый зрительно увеличивает изображение, - значит, надев белое платье, вы будете выглядеть толще, чем на самом деле.


Желтый

Академик А. Ферсман писал, что человечество постигало цвета в такой последовательности: желтый, красный, зеленый и синий. По мнению некоторых исследователей, дети также начинают различать первым желтый, а в 10-11 лет ему явно отдают предпочтение среди всех остальных.


Символика цвета. Желтый символизирует спокойствие, непринужденность, интеллектуальность.

Он ассоциируется с солнцем, золотом словом.

Этот цвет производит на человека теплое и приятное впечатление. Те, кто может видеть ауру, говорят, что голова человека с высоким уровнем интеллекта окружена золотистым сиянием.

В XVI веке в Англии золотисто-соломенный цвет был символом просвещения, благодати, славы, мудрости, милости и избранности.

Гете в своем "Учении о цвете" построил круг по вершинам разностороннего треугольника, на которых находятся основные цвета - желтый, синий, красный. Желтый Гете отнес к теплым, активным, с большой светосилой. "Желтый - первый среди светлых", - заключал он.

Немецкий живописец Франц Марк назвал желтый по-женски утешающим цветом. "С одним зеленым красное не перестает быть грубым, следует привлечь синий и желтый", - советовал он.

В современном мире любовь к желтому связывают с общительностью, любопытством, легкой приспособляемостью. Этот цвет хорошо заметен на фоне других, поэтому любитель желтого получает удовольствие от пристального внимания к своей персоне. Если при виде желтого возникает неприятное чувство, значит человек сосредоточен в себе, пребывает в пессимизме, испытывает затруднения при контактах.


Действие цвета. остается в памяти гораздо глубже других и стимулирует, создает душевный подъем.

Желтый цвет, считалось, помогает избавиться от многих недугов. В одной старинной книге писалось: "Один только взгляд, брошенный на ноготки, прогоняет плохое настроение и укрепляет зрение".

С точки зрения медицины, желтый цвет активизирует мышцы, усиливает желчеотделение, помогает при депрессиях, меланхолии, при процессах, связанных с застоем и атрофией, показан при заболеваниях селезенки и поджелудочной железы, нормализует работу желудочно-кишечного тракта.

В Англии были выработаны рекомендации по применению цветущих растений в интерьере. Так, специалисты советовали при депрессии, вялости, похудании ставить в вазы оранжево-желтые ноготки, бархатцы и т.д., а при напряженной умственной работе - золотистые.

Однако желтый цвет может беспокоить, возбуждать воображение; золото, кстати, тоже желтого цвета. Недавно в Англии с жалобой на соседа обратились в суд жильцы нескольких домов. Дело в том, что желто-канареечный цвет, в который ответчик выкрасил свое жилище, и черные рамы его окон вызывали у местных жителей головную боль. По предписанию суда владелец особняка вынужден был его перекрасить.

Желтый цвет мог связываться с болезнями и смертью, а также с потусторонним миром. У некоторых народов Азии желтый - цвет траура, цвет скорби и печали.


Цвет и мода. Относительно желтого существует предубеждение, будто желтый - цвет измены. Тем не менее в прошлом нередко носили одежду, выдержанную в желтой гамме. У многих народов мира женщины отдавали предпочтение одежде желтого цвета, В глубокой древности невесты красили свои платья во все оттенки шафранового. На Востоке символика цвета была тесно связана с социальным положением. Так, в белом, красном и желтом могли ходить представители верхних слоев общества. В Китае даже существовал строгий закон: никто, кроме императора, не мог пользоваться шафрановой краской.

В период средневековья желтый и коричневый считались безобразными. Но уже во второй половине XV века появляется комбинация желтого с синим. Она становится настолько популярной, что вытесняет считавшееся ранее элегантным сочетание белого с черным. И это только начало. Позже, в эпоху Возрождения, парчовые, в том числе золотистые, ткани пользуются небывалым успехом.

Для обозначения модных желтых оттенков придумывались замысловатые названия.

В начале XIX века были популярны ткани жонкилевого, или жонсилевого цвета (цвета нарцисса). Приближались к желтой гамме и так называемые волосяные, или блондиновые цвета, вощаной цвет - цвет воска от желто-серого, медового до янтарно-желтого оттенка. Желтовато-коричневые тона именовали как цвет лани, жирафовый, или камелопардовый. Желто-рыжий цвет назывался "последним вздохом жако". Возможно потому, что у попугая жако глаза в последние минуты жизни желтеют.

Ярко-желтый периодически вновь появляется на подиумах мира. В конце XX столетия в радужные цвета (в том числе и желтый) были окрашены полушубки Тома Форда (Гуччи).


Цвет и имидж. Специалисты по цвету не советуют носить желтый в больших объемах, так как он быстро надоедает: если вы носите желтый костюм год, то у окружающих может сложиться впечатление, что он у вас вечность. Ярко-желтый цвет не всем идет, он бросает отблеск на лицо, придавал ему желтоватый нездоровый оттенок. Поэтому лучше использовать желтый умеренно - для аксессуаров.


Оранжевый

Символика цвета. Символика закрепляет за оранжевым цветом выражение притворства и лицемерия. Возможно, это связано с мифом о Геракле, который погиб, надев на себя одежду, пропитанную оранжевой кровью кентавра. Эта одежда приросла к телу исполина и начала жечь его огнем. Не случайно древние люди в оранжевый цвет окрашивали одежду скорби.


Действие цвета. Этот цвет считается одним из могущественных. Его предпочитают люди, наделенные интуицией, и мечтатели.

Он ассоциируется с солнцем и способен не только помочь восстановить силы, вызвать прилив жизненной энергии, но и укрепить волю.

пищеварение и вызывает эйфорию.


Цвет и имидж. Этот сверкающий цвет не подходит почти для всех оттенков кожи.

Лучше остановиться на землистых тонах, близких к оранжевому, но на коричневой основе: терракотовом, абрикосовом, кирпичном и т.д.


Коричневый

красного цвета.


Символика цвета. Коричневый цвет символизировал у древних египтян жизнь, так как связывался с почвой. Однако у большинства других народов имел значение, близкое к черному цвету. В арабо-мусульманской культуре, например, это был очень негативный цвет, потому что он ассоциировался с распадом, гниением и гибелью.


Действие цвета. обеспечить свою безопасность и физические потребности обычно ставят коричневый цвет в начале ряда.

Коричневый также показывает, что для человека особенно важно ощущение своих "корней" - очага, дома, людей своего рода и племени. Это цвет "стадного чувства", семейного уюта и безопасности. В современной европейской культуре этот цвет предпочитают те, кто прочно стоит на земле, соблюдает традиции и крепко держится за семью.

Неприятие этого цвета свидетельствует о себялюбии, эгоизме (большом или умеренном), отсутствии простоты.

Когда коричневый цвет оказывается в конце цветового ряда, потребность в безопасности и комфорте у человека полностью отвергается. Такой человек считает, что создан из прочного материала и желает выступать как непреклонный индивидуалист. Стремление к физическому комфорту рассматривается как слабость, которую следует преодолеть. Однако такое подавление способности физически наслаждаться легко может привести к эмоциональному дефициту.


Цвет и мода. Если в эпоху Возрождения одежду серого и коричневого цвета разрешалось носить лишь "подлому" народу, то в наше время коричневый цвет - один из самых распространенных. Полюбившиеся в последнее время сложные оттенки жухлых листьев, глубокой осени и увядающей природы психологи называют нездоровыми.

Еще в XVIII столетии получили распространение чистые оттенки коричневого: "кармелитовый", "капуциновый" и т.д. В дальнейшем оттенки коричневого усложнялись, появились сложные цвета. Например, был оттенок "жженого хлеба" или "жженого кофе" и "лесных каштанов".

С XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил название "голова негра".

Отдельную группу составляли "кожаные" оттенки. Например, цвет юфти и цвет "лавальер" (желтовато-светло-коричневые). Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века, а цвет "лавальер" вошел в моду только в середине столетия.

С рыжеватым оттенком, но довольно темными были цвета: "лорд Байрон", "лесных каштанов", "орельдурсовый", или цвет "медвежьего ушка".

К красно-коричневой гамме с золотым отливом относились цвета: "савоярский", "мордоре" и "майский жук". Для получения подобного цветового эффекта уток и основа ткани подбирались разного цвета, поэтому на сгибах при движении возникало подобие блеска.

Современный язык моды довольно банален. Нет уже тех метафорических определений оттенков одного коричневого цвета. Наиболее заметными в конце XX столетия были такие тона, как шоколадный, бежевый, цвет верблюжьей шерсти. Пастельные размытые акварельные краски наиболее актуальны, когда девизом моды становится естественность и минимализм.


Цвет и имидж. отношение.

Не стоит выбирать для делового костюма ткань коричневого цвета с оттенками красного. Шоколадный может выигрышно смотреться с темными волосами и темной кожей.

Красный

Красный цвет - это непреодолимое желание достичь результатов, добиться успехов, это страсть ко всему, в чем присутствует интенсивная жизненная активность и богатство опыта. Красный цвет - это импульс, воля к победе, все формы жизненной силы, начиная от половой активности до революционного преобразования общества.


Символика цвета. У красного много оттенков, поэтому значение его разнообразно и противоречиво. Общая символика этого цвета связана с жизнью. Он ассоциировался с кровью и огнем, поэтому связывался с родами, узами родства и поколений, с силой, энергией, могуществом, богатством, радостью, красотой.

Красный цвет у крови. Однако все зависит от того, какую кровь олицетворяет этот цвет: чистую или нечистую. Красное может означать вражду, месть, войну, связываться с агрессивностью и плотскими желаниями.

В современном мире пристрастие к красному цвету означает: смелость, волю, гнев, властность, альтруизм, общительность. Если этот цвет раздражает, то это может говорить о комплексе неполноценности, склонности к интимности, верности, страхе перед дискуссиями и спорами.


Действие цвета. Красному приписывают целительные свойства. Например, в средние века лечили от психических заболеваний тем, что ставили красного петуха на голову больного. Красный защищает от сглаза и колдовства, поэтому помогают красные нити, пасхальные яйца, красные ткани, кораллы, красные цветы и растения.

Красный цвет активизирует мышечную силу. Психологи утверждают, что, если на тяжелоатлета надеть красные очки, он возьмет больший вес, чем без них. В то же время, находясь в окружении красного, человек интуитивно старается быстрее из него выбраться. Красные телефонные будки были рассчитаны на большую проходимость абонентов.

Красный цвет стимулирует сенсорные центры, возбуждает симпатическую нервную систему, способствует образованию гемоглобина, стимулирует процесс заживления ран, повышает тонус.

Этот цвет ускоряет пульс, поднимает кровяное давление и увеличивает частоту дыхания. Красный цвет - это выражение жизненной силы, активности нервной системы и желез внутренней секреции, поэтому он олицетворяет человеческие желания и стремления.

Дети различают красный цвет первым после рождения. Однако ребенок, спящий лицом к стене, оклеенной обоями с красными цветами, более раздражителен и неспокоен. Айвазовский работал в комнате, окрашенной в красный, - это стимулировало его творить.

Замечено, что интерьер столовой, выдержанный в красном, посуда красного цвета, яркое освещение возбуждают аппетит. Поэтому тому, кто хочет похудеть, лучше принимать пищу в окружении спокойных синих тонов.

Тот, кто отвергает красный цвет, уже перевозбужден, легко раздражается из-за того, что у него не хватает жизненных сил (например, из-за физического истощения или сердечной недостаточности). Импотенция или упадок полового желания часто выражаются тоже в отторжении красного цвета.

Если на первую позицию в качестве компенсации красному ставят синий цвет, то это означает, что окружение необходимо как "успокоительное средство". При таком сочетании часто возникает мазохистское тяготение к сексуальному партнеру, ощущение того, что человека не любят и не ценят. В психологическом плане сочетание отвергнутого красного и компенсационного синего часто бывает у деловых людей, страдающих от беспокойства, которые целенаправленно движутся к сердечному заболеванию. Сочетание этих цветов - своевременное предупреждение о возможности заболевания сердца.


Цвет и мода. Красный был любим на протяжении многих веков. Одежды древних греков окрашивались в желтый, синий и красный цвет. И в средние века пурпурный актуален. Платья красного цвета не носят каждый день, но на торжествах этот цвет главенствующий.

Красный считался традиционным свадебным цветом на Руси. Самые знатные дамы XVIII века вплоть до конца столетия украшали свадебную фату красными цветами.

"адского пламени" и "адского огня". "Бордоское вино" - так называли один из модных оттенков для нарядных платьев и рединготов. "Винный" цвет означал желтовато-красный. Цвет "куропаткины глаза" обозначен в периодике как светло-красный. "Накаратовый" толковался как "жаркий".

После 1859 года стал особенно популярным еще один оттенок красного - "сольферино" (ярко-красный), названный в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войне. "Массака" - темно-красный с синим отливом - хорошо известный в первой половине XIX века. Еще один цвет, относящийся к красной гамме, - "аделаида" (красно-лиловый).

О красном никогда не забывали. Женщина, выбравшая красный, выглядит необычайно сексуально. Специалисты советуют дамам, желающим привлечь к себе внимание мужского пола, надевать в ресторан обворожительное красное платье.

В моде последнего времени красный используют фрагментарно - его вводят в дополнение к другим оттенкам, в основном к белому.

Итальянский модельер Валентине никогда не изменял своему любимому красному цвету. Красный цвет в модном бизнесе называют даже красным от Валентине.

"Красный - самый лучший цвет. В нем есть внутренняя энергия, стержень. Красивей цвета просто не может быть! Он подходит любой женщине, просто нужно помнить, что существует более 30 разных оттенков красного", - говорит модельер. Однако в последнее время Валентине использует этот цвет очень аккуратно. "Если в 60-е и 70-е годы красный был цветом на каждый день, то сегодня работающие женщины предпочитают мягкие тона. Даже самые состоятельные дамы купят тот костюм, в котором они будут ходить на службу днем и в театр вечером. Так что сегодня предпочитаю видеть женщин не в красном, а в бежевом, потому что это самый удобный дневной цвет", - добавляет дизайнер.

Тем не менее любимые клиентки Валентино - леди Диана, Джоан Коллинз, редактор американского Vogue Диана Врилэнд - отдали предпочтение именно красному цвету.


Цвет и имидж. Абсолютно красный цвет нежелательно использовать в деловой одежде, так как он способен подавлять окружающих. Красный цвет дает блики на кожу лица, этот цвет делает расплывчатым контур. Желательнее выбирать многочисленные оттенки красного - вишневый, малиновый, бордовый и т.д.


Темно-красный

Пурпурный - цвет всего магического и потустороннего. Он совмещает в себе несовместимые по природе части спектра - синюю и красную. Этот цвет власти и величия. Лишь император в Древнем Риме мог носить пурпуровую тогу. В Византии только императрица могла обуваться в пурпурные сапожки. Императоры и короли восседали на пурпурных тронах и писали пурпурными чернилами. Пурпурный считался в древности самым дорогим цветом, потому что его добывали из сока морских моллюсков.


Цвет и мода. У современного пурпурного другие названия. Очень часто его именуют вишневым, ближайшие к нему тона - малиновым, бордовым.

Этот величественный цвет выбирали для костюмов советских делегаций, выезжающих за границу. Малиновые пиджаки были необычайно популярны у российских нуворишей.


Цвет и имидж. Психологи отмечают: бордовый, малиновый цвет обладает притягательной силой для окружающих. Он не только властно заявляет о себе, но и внушает, что человек, выбравший этот цвет, имеет высокий жизненный тонус, работоспособен - он на "коне".


Розовый

Это необычайно жизненный цвет, свидетельствующий о потребности в любви и доброте. Те, кому он нравится, способны разволноваться от любой мелочи. Он вызывает неприятие только у тех, кто лишен сентиментальности.

Розовый действует более умеренно и нежно, чем другие оттенки красного. Он не возбуждает, а согревает.


Цвет и мода. Разнообразие оттенков розового цвета было чрезвычайно велико. Кроме цвета "бедра испуганной нимфы", существовал цвет "гортензия" (нежно-розовый), "иудино дерево" (ярко-розовый). Был цвет семги. Существовал даже такой оттенок розового, который назывался "дети Эдуарда". Цвет парнасской розы - это оттенок розовый с отливом на фиолетовый. Один из розовых оттенков получил имя маркизы Помпадур.

Иногда одно и то же название распространялось на два абсолютно разных цвета. Например, о цвете "гаити" писали как о розовом и как о ярко-синем. Цвет "кашу" рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.

Розовый - сентиментальный наивный цвет - продолжает волновать модельеров. В конце 90-х годов XX столетия он вдохновляет художников на создание эксклюзивных моделей. Но ощущение такое, что мы уже где-то видели: розовый корсаж на шнуровке, юбку в мелкую клеточку и цветочек по подолу (Нина Риччи). У Лагерфельда (Шанель) все то же светло-розовое платьице. Причем розовое спокойно надевается с зеленым. "На вас зеленый пояс, милая, а платье розовое, это нехорошо", - наставления такого рода давались у Чехова в "Трех сестрах". Но классика - не указ. Или, пожалуй, наоборот - руководство к действию. Такое сочетание вполне допустимо для наивной, провинциальной девушки. И это стиль.

В течение нескольких лет розовый упорно не сходит с подиумов. Даже когда временно отступает красный (используется не в таких больших объемах, как раньше), розовый остается.


Цвет и имидж. Ярко-розовый обладает таким же действием, как и красный, - он делает контуры расплывчатыми (это можно заметить на фотографиях). Бело-розовый оттенок тоже выглядит нереспектабельно. Дама в розовом костюме воспринимается как некомпетентная. Если уж выбирать розовый для делового костюма, то серовато-розового оттенка.


Зеленый

Этот цвет символизирует развитие, юность, рост, надежду, веселье, незрелость, несовершенство, спокойствие, духовность.

Он ассоциируется с природой и жизнью. В Китае его связывают с деревом и востоком - местом рождения молодого дня.


Действие цвета. Этот цвет - середина спектра. Он предельно материален и действует успокаивающе.

Однако чрезмерная успокоенность угнетает - не случайно тоску называют зеленой, а сам человек от злости "зеленеет". Зеленый ни радостный, ни печальный. Он никуда не зовет, ничего не требует, никуда не движется. Этот цвет хорош для усталых, но скучен для бодрых и энергичных.

В современном мире считается: тот, кто предпочитает зеленый цвет, боится чужого влияния и ищет способа самоутверждения. Кто не любит зеленый - боится проблем, поворотов судьбы и трудностей.

Зеленый цвет выражает состояние напряжения и одновременно волю к действию, упорство и настойчивость. Поэтому этот цвет - воплощение твердости, постоянства и, прежде всего, сопротивление переменам.

Он как свидетельство постоянной точки зрения и внимания к своей персоне, прежде всего потому, чтобы обеспечить безопасность и самоуважение.

Человек, поставивший зеленый цвет на первое место, желает убедиться в собственной ценности, либо самоутверждаясь, либо идеализируя себя, либо получая признание от других людей.

Зеленый цвет имеет терпкий, вяжущий "вкус". Эмоционально он олицетворяет гордость.

Зеленый цвет символизирует напряжение, сдерживающее соблазны внешних раздражителей. Это усиливает чувство гордости, сознания превосходства над другими людьми, своей силы, способности контролировать события, управлять ими или направлять их. Человек стремится установить контроль над своей жизнью.

Это ведет к дотошной аккуратности в отношении к фактам, выражается в хорошей памяти, ясности самовыражения, способности к критическому анализу и логической последовательности. Порой это может привести и к абстрактному формализму в мышлении.

Выбор зеленого означает стремление к улучшению условий жизни, заботу о здоровье, желание прожить долгую и полезную жизнь. Но больше всего человек, выбирающий зеленый цвет, хочет, чтобы его мнение восторжествовало. Ему хочется, чтобы его признали, несмотря на сопротивление и препятствия.

Человек, ставящий зеленый на последние места в цветовой гамме, хочет того же, но он ослаблен в борьбе против препятствий. А так как преодолеть свои желания не может, то они становятся источником напряжения и расстройства в ощутимой физической форме (например, боли в груди и сердце), или в материальных трудностях, или в его подчиненном положении. Человек стремится преодолеть все препятствия. И чем дальше к концу ряда он ставит зеленый, тем настойчивее пытается преодолеть давление неблагоприятных обстоятельств. Человек готов винить во всем других.

Отвергнутый зеленый часто компенсируется синим - в надежде получить покой и избавление от напряжения.

Иногда он компенсируется красным - в стремлении к возбуждению и ярким раздражителям. Такой выбор может указывать на нетерпение и утрату самоконтроля, высокое кровяное давление и негативные изменения в сердечно-сосудистой деятельности. Состояние сопровождается сумбурностью в мыслях, словах и поступках, частичной утратой сознания и даже апоплексическими ударами.

Компенсация зеленого цвета возможна желтым - в поиске выхода из трудностей. Такая компенсация редко бывает плодотворной и сводится к попыткам отвлечь свое внимание поездками, посещениями новых мест, появлением новых хобби и т.д.

Зеленый цвет лечит. Средневековые врачи советовали: четыре действия рождают чудо: пей мед, смотри на воду, на зеленый цвет и красивое лицо.

Зеленый стабилизирует эмоции, помогает при бессоннице, благотворно влияет на гипофиз, помогает при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.


Цвет и мода. В средние века зеленый, как и синий, использовали редко. Эти цвета символизировали любовь: синий - верность, зеленый - влюбленность. Платья зеленого цвета надевали в основном на торжества.

Позже к зеленому стали относиться иначе.

Существовали многочисленные оттенки зеленого цвета. Например, змеиная кожа, саксонская зелень, русский зеленый и т. д.

веке могла быть тоже зеленой.

Зеленый болотный - цвет хаки - постоянно приковывает внимание художников-модельеров. Одежда в модном стиле милитари часто бывает выполнена в этой сложной цветовой гамме.


Цвет и имидж. Зеленый помогает в тех ситуациях, когда хотят расположить к себе собеседника. Кроме того, зеленый хорошо смотрится на загорелой коже, как интенсификатор, усилитель загара.

Для деловой одежды не рекомендуется ярко-зеленый или желто-зеленый. Лучше остановиться на темно-изумрудном или оливковом.


Синий

Синий цвет символизирует духовную чистоту, возвышенность, холод, вечность, тайну.

Он ассоциируется с небом и морем, поэтому совмещает в себе ощущение возбуждения и покоя.


Символика цвета. лежали на священных предметах.

"Отца, Сына и Святого Духа".

В Древнем Египте синий цвет нравился нильским божествам. Голубые платья носила богиня Изида. В Китае с этим цветом связывали идею бессмертия. На Востоке ярко-голубой считался оберегом от черной магии и дурного глаза. Этот цвет в арабо-мусульманской культуре всегда был связан с мистикой.

В Европу синева пришла с Востока, скорее всего из Китая и Индии. Отсюда и возникло название "индиго" - "индийская краска". Индиго, добываемое из одноименного кустарника, привозили из заморских стран португальские купцы. Лишь позднее синюю краску стали получать из местных растений. Еще более редким был ультрамарин, который изготавливался на минеральной основе, из порошка ляписа. Не случайно поэтому Леонардо да Винчи использовал ультрамарин только в тех случаях, когда на этом настаивал заказчик.

Иногда оттенки синего и черного цветов способны сближаться, и тогда синий считается траурным, как в Древнем Египте и в некоторых племенах Южной Америки. Синий может пророчить беду. Князь Святослав из "Слова о полку Игореве" видит в вещем сне, что ему черпают синее вино, с горем смешанное. У славян синий символизировал печаль, горе, ассоциировался с миром бесов. Синими и черными описывают чертей. В русском фольклоре синего цвета была вода, которая считалась в древности местом, где таятся злые, враждебные человеку силы. Французы называют ужас синим страхом. Вспомним также "Синюю бороду" и голубые болотные огни, завлекающие в трясину неосторожного ночного путника.


Действие цвета. Сейчас о человеке, предпочитающем синий цвет, говорят, что он находится в состоянии меланхолии, ему необходим частый отдых, но он верен и влюблен. Хотя синий цвет - цвет преданности, но человек всегда может быть уязвимым, доверившись своим союзникам. При неприятии этого цвета человек только создает впечатление, будто может охватить необъятное, но сам крайне неуверен и углублен в себя. Безразличие к этому цвету - знак легкомысленности в чувствах.

Когда синий цвет ставят на первое место, значит испытывают потребность в эмоциональном спокойствии, безмятежном состоянии духа, гармонии и удовлетворенности или же потребность в отдыхе, разрядке или лечении.

У такого человека события развиваются гладко, следуя строго заведенному порядку. Отношения с окружающими людьми носят спокойный характер и свободны от конкуренции. Такой человек хочет доверять сам и чтобы доверяли ему.

Когда синий оказывается в конце цветового ряда, потребность в безмятежном состоянии духа или взаимном доверии остается неудовлетворенной. Человек начинает беспокоиться тем больше, чем дальше от начала поставлен синий цвет. Существующие эмоциональные контакты с коллегами по работе отвергаются, потому что они не соответствуют его высоким требованиям и кажутся утомительными. Человек может их разорвать, бросив дом или поменяв работу. Даже если он в полной мере сознает свою ответственность перед семьей или работой, все равно будет стремиться уходить от неприятных обязательств.

Отвергнутый синий цвет может означать непоследовательное поведение и умственное возбуждение. Это может ослабить способность к концентрации внимания. Дети испытывают трудности в учебе, взрослые могут приобрести в дальнейшем нарушения в деятельности нервной системы, заболевания сердца и проблемы с кровообращением.

При отторжении синего цвета в качестве компенсации может быть избран зеленый цвет. В этом случае зеленый, выражающий настойчивое желание самоутвердиться, будет свидетельствовать о гордом и бунтарском стремлении к независимости. Это часто бывает у молодых людей, которые хотят порвать с семьей и родительской опекой.

При отказе от синего цвета компенсационным может стать красный. В этом случае эмоциональная неудовлетворенность будет сопровождаться равнодушным поведением или повышенной сексуальностью (синдром Дон Жуана). Если человек отвергает половое распутство, он может энергично увлечься авантюрной деятельностью (автомобильные гонки, охота), в ходе которой будет преодолевать острые опасности.

При компенсации желтым цветом человек будет искать выход из трудностей. Поиск может быть направлен не только на решение проблем, но и на обретение душевного согласия. Это может заставить человека заняться философскими изысканиями, религией, общественной деятельностью.

Синий цвет умиротворяюще действует на центральную нервную систему. Уменьшается кровяное давление, сокращается частота пульса и дыхания, а самозащитные механизмы организма включаются в работу. Потребность в этом цвете возрастает в случае болезни, упадка сил, а также когда появляется склонность к чувствительности и обидчивости.

Синий цвет придает человеку силы, олицетворяя собой неземную власть. Цветотерапевты советуют в состоянии стресса ставить перед собой стакан воды, постелив под него лист синей бумаги. Нужно сидеть спокойно десять минут, глядя на воду, а потом медленными глотками выпить ее. Сразу же придет облегчение. Оказывается, вода заряжается синим цветом, который влияет на наше подсознание.

Синий - это не только уверенность, это еще и нежность, тишина, покой. Синий цвет успокаивающе действует на агрессивных и нетерпеливых.

Шеллинг в "Философии искусств" писал, что "молчание - это истинное состояние безмятежного моря". Синий цвет является символом спокойных вод, ровного темперамента, женственности.

Синий и голубой успокаивают психику, способствуют сопереживанию, эстетическим наблюдениям и философским размышлениям. Не случайно у мусульман нижняя часть архитектурных сооружений синего цвета - мир воспринимается с колен (в отличие от христиан). На Востоке верили, что синий сапфир дает отдых усталому телу. Маги пропускают солнечный свет через синее стекло, так, чтобы лучи попадали на больную часть тела, и пациент выздоравливал.

Синий цвет снижает давление, стимулирует зрение.

Голубой цвет повышает тонус организма, помогает при нарушениях обмена веществ, органов дыхания.

На Востоке открыли еще одно свойство синего цвета: он защищает человека от злых духов и дурного глаза, отпугивает хищников. В институте Бомбея пришли к любопытному выводу. Оказывается, тигры боятся синего цвета. Они боязливо обходят стороной те овчарни, стены которых выкрашены синим.

Обычай заворачивать новорожденных в голубые пеленки пошел от желания уберечь ребенка от сглаза и порчи. В голубое рядили мальчиков, потому что на Востоке ценили наследников только по мужской линии. Розовые пеленки для девочек появились гораздо позже.

Еще синий цвет обладает значительной глубиной и объемностью. Он особенно привлекает тех людей, кто весит больше нормы.


Цвет и мода. Хотя синий вместе с красным мог служить символом праздника, он встречается и в траурных народных костюмах. Не случайно в журналах XIX века в статьях о моде "синий" писался в иноязычном варианте. Очень немногие названия синего русифицировались, например "электрик" - ярко-синий. Другие же продолжали писать по-французски, хотя свободно владеющих французским языком становилось все меньше.

Синий цвет применялся довольно редко. Чаще его можно было увидеть в форменной одежде, чем в модной.

Особой униформой служили придворные наряды фрейлин, статс-дам или гофмейстерин. Только наставницы великих княжон носили синие бархатные платья и на балах были единственными дамами, одетыми в синее.

Насчет голубого цвета предубеждений не существовало. Бытовало даже выражение "голубые штаны", которым обозначали служащих жандармского управления.

Волшебство синей краски давно оценили дизайнеры и специалисты по маркетингу. Вслед за голубыми джинсами в наш быт вошли голубые шахматные компьютеры.

Ученые Кельнского университета находят более прозаическое объяснение моде на все синее. На их взгляд, она появляется, когда массами овладевают настроения "конца света". Специалисты по изучению общественного мнения отмечают синий цвет самым модным в Германии в последнее время. Опросы в других странах показали, что и там половина населения предпочитает синее.


Цвет и имидж. Имиджмейкеры рекомендуют деловым дамам внимательнее оценить синюю цветовую гамму. В ней много оттенков, которые подойдут женщине любого типа. Для выступлений перед телекамерами желателен темно-синий костюм с однотонной блузкой или блузкой с неярким расплывчатым рисунком, желательно серого цвета. Однако лучше отказаться от костюмов бирюзового, яркого ультрамаринового, бледно-серого цвета.

Еще одно преимущество традиционного темно-синего костюма в том, что его можно надеть несколько раз в неделю и люди не заметят, особенно если часто менять блузки.


Серый

Серый - цвет равновесия между белым и черным. Это любимый цвет рассудочных и недоверчивых натур, которые долго думают перед тем, как принять какое-либо решение. Этот нейтральный цвет предпочитают также те, кто боится быть скомпрометированным.

В некоторых культурах, например в мусульманской, серый цвет считается плохим, так как затемняет белый.

Серый цвет в общем-то "бесцветный", в нем не заложено никаких стимулов и никаких психологических тенденций. Он нейтральный. Серый - это не оккупированная территория, а граница, линия разграничения, позволяющая различить контрастные части.


Действие цвета. Тот, кто ставит серый цвет на первое место, хочет отделить себя от остального мира, хочет, чтобы его оставили в покое и ни во что не вмешивали. Он не желает ни в чем участвовать. Даже когда необходимо полностью погрузиться в какое-то дело, человек, поставивший серый цвет на первое место, контролирует свои действия на расстоянии, он как бы стоит в стороне и наблюдает за собой, не позволяя захватить себя целиком.

С другой стороны, человек, для которого серый среди других цветов занимает последнее место, стремится прикоснуться ко всему. Он считает, что имеет право принимать участие во всем, происходящем вокруг него. В результате окружающие начинают относиться к нему как к излишне любопытному, назойливому и сующему нос не в свои дела. Нейтральность серого цвета наводит на него скуку.

Тот, кто ставит серый на второе место, не столь однозначен. С одной стороны, он пытается компенсировать свои проблемы с помощью цвета, стоящего в первой позиции. С другой стороны, игнорирует оставшиеся цвета из-за боязни, что таящиеся в них стимулы вовлекут его в какую-нибудь авантюру вопреки его воли. Такой человек как бы "выключен" и изолирован от окружающего мира, хотя может казаться даже слишком активным.

Если серый стоит на третьем месте, все равно дисбаланс между другими цветами настолько велик, что два первых цвета используются лишь в качестве компенсации

Таким образом, люди, ставящие серый цвет на первые три позиции, пытаются обмануть себя. Многие крупные руководители промышленности и коммерции отличаются таким компенсаторным поведением - они ставят серый цвет в начале цветового ряда.

Цвета, стоящие непосредственно перед серым в начале ряда и сразу же после него, указывают на наличие стресса. Нормальное среднестатистическое положение серого - это 5-7-е место среди восьми основных цветов. Во всех других позициях серый значит очень многое. Например, в любой ситуации, вызывающей усталость, нервное состояние или стресс, серый передвигается в начало ряда.

Колористы считают, что любовь к серому цвету - своеобразная защита психики и стремление к выживанию. Импульсивному, легкомысленному человеку серый цвет обычно не нравится.


Цвет и мода. Серый цвет наши предки не жаловали. Древние люди предпочитали носить одежду ярких оттенков. В средние века он использовался в костюмах лишь в качестве дополнений, например к фиолетовому или черному и белому (последняя цветовая комбинация была по душе королю Рене Анжуйскому). Серый, как и коричневый, воспринимался тогда как цвета грусти.

Позже отношение к серому меняется. Разнообразие оттенков серого в текстильном производстве минувшего века поражает. Существовал, например, "розовый пепел", цвет испуганной мыши (все это нежно-серый цвет). Цвет "наваринского пепла" имел более темный оттенок: жемчужный оттенок серого назывался "гридеперлевый" (в начале века его называли и писали только по-французски). Некоторые названия серых оттенков не получили русского эквивалента вообще и не прижились с иноземным названием.

Хорошо известно название темно-серого цвета маренго (серый с вкраплениями черного). Оно появилось после битвы при Маренго в 1800 году. Дело в том, что ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета. Тот же темно-серый цвет назывался "паук, замышляющий преступление", правда, название цвета писалось на французском языке.

Был и цвет "влюбленной жабы" - зеленовато-серый. Цвет гавана - серый с оттенком коричневого или наоборот.

К группе серых цветов относили оттенки, возникавшие при сочетании двух или трех видов нитей. Например, ткань гриделен, грездолин представляла собой материал серого цвета в черную или светло-серую полоску.

Ткань "борода Абдель-Кадера", или "борода Абдель-Керима" - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.

Грезет, гризет, резет - ткань однотонная, сначала только серая, из шерсти или шелка низкого сорта, с мелким цветочным рисунком. Швеи, шляпницы, модистки, зарабатывающие на жизнь собственным трудом, умудрялись одеваться модно благодаря этой ткани, поэтому сами девушки стали называться гризетками. Со временем этот материал мог быть уже не только серого, а любого другого цвета.

Крестьяне называли темно-серый цвет смурым. Получался он таким образом. При домашней выделке шерстяных тканей пряжу редко окрашивали. Материалы из нее получались различных грязно-серых оттенков цвета натуральной шерсти - иногда с коричневатым оттенком.

Существовал еще "дикий" цвет - естественный цвет исходного материала, не подвергавшегося отбеливанию или окраске.

Серый был одним из самых распространенных цветов в Советском Союзе. Пальто серого цвета а-ля шинель, костюмы серые, платья неярких, немарких расцветок. После того как ЮНЕСКО провела исследования в Америке, Европе и СССР, она установила, что советские люди полностью выпали из мировой цветовой культуры. Они предпочитали совершенно иную цветовую гамму, чем все другие народы.

Отечественные текстильные фабрики производили ткани в основном трех мрачных цветов: серого, коричневого и черного. По мнению психологов, такая гамма построена на оттенках разрушения, но это и своеобразная психологическая защита.

Потом, словно очнувшись, женщины бывшего Союза ударились во все тяжкие. Были увлечения ультрамарином, алым, огненно-рыжим, ядовито-зеленым, флюоресцентными красками. Но костюм серого цвета никогда не уходил в утиль.

В конце XX столетия серый цвет опять актуален. Он воспринимается как альтернатива базовому черному. Его стали носить без ограничений и днем, и вечером. Модные ткани - твид, кашемир, фланель - окрашены во всевозможные оттенки серого. Популярны ткани с эффектом блеска, они также часто серебристого цвета.


Цвет и имидж. Серый традиционно считается вторым предпринимательским цветом, как и темно-синий. Кроме того, даже темно-серый производит более мягкое впечатление на окружающих, чем черный, и поэтому имиджмейкеры советуют, чтобы расположить собеседника к себе, надевать костюм именно серого цвета. Но серый цвет необходимо "оживлять" каким-то другим оттенком, например зеленым, желтым или пастельным. Один серый или в сочетании с белым цветом выглядит скучновато.


Черный

Черный - самый темный цвет и по сути является отрицанием цвета. Он символизирует ночь, зло, несчастье, страдание, горе, болезнь, могилу, мертвое, траур.


Символика цвета. Черное ассоциируется с мраком и землей, поэтому черный - эмблема скрытого, тайного, неизвестного, колдовства, греха.

Однако черный цвет может быть как хорошим, так и плохим. Значение черного и белого часто меняются местами. Во многих первобытных ритуалах танцор одевался в белую одежду и чернил лицо. В Тибете при ритуалах человеку, выбранному в качестве священной жертвы, пол-лица красят в черный, а пол-лица - в белый цвет. Черный цвет мог быть положительным, если связывался с плодородием. В ритуале вызывания дождя, например, он считался уместным, так как дождевые тучи - темные. Египтяне почитали этот цвет, так как черной была плодородная земля.

У многих народов существует связь между черным цветом и сексуальной привлекательностью. Возможно потому, что любовная страсть скрыта темнотой и тайной.


Действие цвета. В современное время черный, в отличие от белого, символизирует неуверенность и отстраненность от жизни. Тот, кто предпочитает одеваться во все черное, чаще всего отрицательно относится к самому себе, находится в состоянии депрессии, несчастен и думает, что идеалы его жизни недостижимы.

Черный цвет очень сильно влияет на состояние души человека. Чтобы развеять это пессимистическое отношение, достаточно поменять черное платье на что-нибудь яркое.

Тот, кто ставит черное на первое место, хочет отвергнуть все, выражает протест против существующего положения. Человек поднимает бунт против судьбы.

Если черный поставлен на второе место, значит человек хочет осудить все. Если первым оказывается красный цвет, то человек преувеличенно хочет исполнения желаний, которых он лишен. Предшествующий синий цвет - свидетельство абсолютного спокойствия (именно это, по мнению человека, может восстановить нарушенную гармонию). Когда первым стоит желтый, ожидается, что какое-то событие, пусть даже катастрофическое, положит конец бедствиям человека.


Цвет и мода. Знаменитую черную рясу носил Сократ. Позже монахи переняли ее и сделали исключительно своей форменной одеждой.

подражала ему в этом.

Черный цвет считался в России траурным, печальным примерно с XVI века. Однако в традиционном народном костюме еще в XIX веке траурным был не только черный, но и синий цвет.

XIX века молодого человека могли не впустить в гостиную, если на нем был модный черный наряд. И причин тому было несколько.

Форменную одежду гражданских и военных чиновников шили из цветных тканей в строгом соответствии с рангом. Носить черные фраки могли только те молодые люди, которые не были обременены государственной службой. Более того, одежда черного цвета в некоторых странах была признаком понижения на службе. Это не нравилось, естественно, почтенным семействам, особенно в которых были барышни на выданье. Только Бодлер возвысил черный костюм в ранг одежды современного героя.

Но постепенно мода на черное взяла свое. И уже в начале 60-х годов прошлого века, благодаря богатым купцам, символом преуспевания в жизни стал не только мундир, но и черная фрачная пара.

Широкое распространение черного фрака совпало с появлением в мужском костюме пиджака. Поэтому фрак был переведен в разряд бального, нарядного и визитного костюма.

Черный цвет имеет меньше оттенков, но они существовали. "Прюнелевый" получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной. "Вороний глаз" рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть. Низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок.

Новое увлечение черным случилось благодаря Шанель, придумавшей маленькое черное платье. В 1926 году американское издание "Вог" предсказывало, что некое платье ошеломляющей простоты станет своего рода униформой, которую станут все дружно носить. Платье без воротника и манжетов, из черного крепдешина, с длинными облегающими рукавами, с напуском на бедрах, плотно обтянутых юбкой. Доказывая своим читательницам, что платье будет пользоваться успехом благодаря своей простоте и удобству, издатели сравнили его с автомобилем. Разве покупатель будет колебаться при покупке машины под тем только предлогом, что она не отличается от остальных? Напротив. Подобное сходство гарантирует качество. Применив этот принцип к моде в целом и черному платью в частности, журнал заключает: "Вот "форд", созданный Шанель".

Существует легенда по поводу того, как Габриэль Шанель создала свой шедевр. Однажды в ожидании своего любовника Габриэль перебирала его вещи и случайно наткнулась на английский большой теплый свитер черного цвета.

Уж вечер близится, а милого все нет. Коко Шанель впадает в слепую ярость. Хватает свитер, прикладывает его к себе, что-то подкалывает, где-то подшивает и яростно щелкает ножницами... Потом она появляется в этом умопомрачительном черном платье на скачках, и даже ее любовник не понимает, что это его бывший свитер.

Прошли годы, а маленькое черное платье пользуется у особ слабого пола неизменной любовью. Маленький кусок черной ткани настолько резко контрастирует с цветом кожи, что буквально высвечивает обнаженные руки, шею, грудь, ноги. Чтобы носить черное, надо обладать незаурядной смелостью.

Американский "Учебник для выпускниц" давал своим читательницам совет: "Не носи черного. За исключением вечерних нарядов и маленького черного платья. Его можно купить, когда тебе исполнится 30, но если ты достаточно умна, то можешь сделать это уже в 25".

Хотя французский психолог Мартин Люшер говорит, что женщина, предпочитающая черный цвет, подсознательно выражает протест, восстает против своей судьбы и внутренне готова ее изменить.

Черный остается любимым у многих кутюрье. Том Форд признался как-то: "Была бы моя воля, я бы весь мир одел в черный цвет". Он сам неизменно появляется на публике в одежде черной окраски. Даже интерьер его дома выдержан в аскетичных гонах, дополняют общую картину убранства лишь металлизированные, но такие же холодные предметы.

Когда спросили Донну Каран, если бы ей пришлось выбрать только один цвет для ткани, то какой бы цвет она предпочла, та, не раздумывая, ответила: "Черное шерстяное джерси".

Последняя коллекция Джанни Версаче была тоже выдержана в черных тонах. А Донателла. продолжая дело брата, полностью отказалась от черного. "Оказалось, что в жизни так много черных мыслей, черных поступков, черных дней, что этот цвет потерял для меня привлекательность", - говорила она.


Цвет и имидж. Многие ведущие имиджмейкеры не советуют перед выступлениями на публику надевать черный костюм. Вещи, окрашенные в черный, имеют обыкновение "исчезать" - не случайно кукловоды всегда одеваются в черное. Кроме того, этот цвет бывает слишком контрастным для многих оттенков кожи, особенно для женщин с нежным цветом лица и тем, лица которых уже начинает выдавать возраст, - черный еще резче обозначает мешки под глазами, складки. Ни в коем случае черный не должен находиться близко к лицу - его нужно чем-то освежать.

Нужно помнить еще об одном: черный цвет коварен. Хотя он скрадывает недостатки фигуры, но дает четкую линию, обозначает силуэт. И любые выпуклости у женщин начинают проявляться. По этой причине и черные колготки могут носить лишь обладательницы идеальных стройных ножек.

Психологи говорят, что черный цвет отдаляет, создает дистанцию. Надев черное, вы будете сигнализировать окружающих своим видом, что вы человек самодостаточный.


 Приглашаем посетить сайты 
Мода Кулинария Крылов Жуковский Дорожкина Грибы Андреев Античная литература Средние века Женщинам