Этикетные ситуации

Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

Этикетной ситуацией является практически любая ситуация общения.

Наиболее регламентированы в этикетном плане отношения между мужчинами и женщинами.

Женщины традиционно обладали низким социальным статусом. Поэтому нормы, регламентирующие поведение человека в обществе, были адресованы преимущественно мужчинам. Кроме того, женщинам, как правило, отводилась пассивная роль.

Во многих странах до недавнего времени (а в восточных странах и сейчас) считалось неприличным, если девушка шла в общественные места развлекаться одна. Это было позволительно только мужчинам. В увеселительных местах женщина могла показаться лишь в сопровождении родителей, женатых родственников или друзей.

Однако со временем статус женщины становился самостоятельнее, сильнее различались нормативные системы приличий женщин и мужчин.


Обязанности мужчин. На улице он, как правило, должен идти слева от женщины, так как место справа принято считать более почетным.

Находясь в помещении или вне его, мужчина идет впереди женщины лишь в исключительных случаях. Например, если на пути встречается какое-либо препятствие, то мужчина преодолевает его первым, а затем помогает пройти женщине.

Мужчина первым выходит из автобуса, троллейбуса, вагона поезда и, помогая сойти женщине, подает ей руку.

Сопровождая женщину, мужчина не должен курить. Даже спрашивать разрешения закурить в этом случае не считается вежливым.

Молодой человек помогает спутнице нести тяжелый пакет, хозяйственную сумку. Дамские сумочки же в руках мужчин выглядят нелепо.

Мужчина несколько опережает женщину, когда открывает для нее дверь, и входит в помещение вслед за женщиной.

Спускаясь по лестнице, мужчина идет впереди женщины, а поднимаясь - на одну-две ступеньки позади.

При посадке в такси мужчина подходит к автомашине и открывает правую заднюю дверцу. Женщина садится первой. Мужчине нужно сидеть рядом со спутницей, которая занимает место позади водителя.

При посадке в такси женщина должна, слегка присев на сиденье, втянуть ноги. Выходя из автомашины, обе ноги надо одновременно поставить на асфальт. Из автомашины первым выходит мужчина и помогает выйти женщине.

Если посадка в автомашину, но не в такси происходит на специальной стоянке и в местах, где нет интенсивного движения, мужчина, садясь в машину, занимает место позади водителя.

Когда мужчина сам управляет машиной, сначала он помогает сесть своей спутнице на переднее сиденье, а затем занимает место за рулем. Приехав к месту назначения, мужчина выходит из автомашины, обходит ее спереди и, открыв дверцу, помогает выйти своей спутнице.


В ТРАНСПОРТЕ


Если для входа и выхода используют одну дверь, то сначала дают возможность выйти людям. Мужчина выходит из вагона первым и помогает своей спутнице, пожилому мужчине или детям. В вагоне нельзя стоять у дверей, а необходимо проходить вперед, освобождая место другим пассажирам. Если сиденье рассчитано на двоих, нельзя разваливаться на нем и занимать его полностью. Сумки можно поставить на сиденье только в том случае, если никто не стоит и есть свободные места. Если свободных мест нет, уступают место престарелым, больным, беременным женщинам, людям с маленькими детьми.

Нормы этикета предполагают, что если в общественном транспорте окажется знакомый, то надо купить билет и для него. Того человека, который купил билет для вас, благодарят, но не спорят, если он отказывается взять за него плату. В то же время, если ваш спутник берет билет только для себя, не стоит на него обижаться.

Прощаясь или приветствуя знакомого в общественном транспорте, недопустимо называть его по имени или фамилии, привлекая внимание окружающих к этому человеку.


НА УЛИЦЕ


Чтобы не нарушать норм приличия и не привлекать к себе лишнего внимания окружающих, нельзя при ходьбе слишком энергично размахивать руками, стучать каблуками, делать очень широкие или излишне мелкие шаги.

По улице не принято ходить вчетвером, а тем более впятером в одну шеренгу.

Нельзя пристально смотреть на прохожих.

На улице не принято громко разговаривать и хохотать.

Встречного прохожего на узком тротуаре пропускают, отступая назад (младший по возрасту или мужчина). Мужчина идет по более опасной стороне (у дороги). Если рядом с ним молодая и пожилая женщины, то пожилая идет посередине.

Встретив на улице знакомого и остановившись с ним для разговора, нужно отойти в сторону.

Если вы обращаетесь с вопросом к прохожему, то при этом сначала надо сказать "простите", а затем поблагодарить его за помощь. В ответ должно раздаться "пожалуйста", "не стоит". В том случае, если человек не может быть полезен тому, кто обратился к нему с просьбой или вопросом, он должен вежливо ответить.


В ТЕАТРЕ, КИНО, НА КОНЦЕРТЕ


Прибыв в театр, мужчина держит билеты в руке таким образом, чтобы контролер мог их видеть, пропускает женщину вперед. Входя в вестибюль, мужчина снимает головной убор. При выходе он может надеть его только в дверях. В гардеробе мужчина помогает женщине снять пальто (плащ) и лишь после этого раздевается сам.

Если билетер не показывает путь к местам, указанным в билетах, мужчина делает это сам, идя чуть впереди. Проходить на свои места между рядами в зрительном зале можно только лицом к сидящим. При этом женщина идет первой, а мужчина следует за ней. Однако если в театр, кино вместе приходят несколько мужчин и женщин, то первым между рядами проходит мужчина, за ним женщины. Последним идет также мужчина.

Если ваши места в ярусах, то мужчина опережает свою спутницу на полшага при подъеме и остается на полшага за ней при спуске с лестницы. В зале мужчина проходит на свое место первым, женщина следует за ним. Ваши соседи, мимо которых вы проходите, встают (сидеть в таком случае считается неприличным), а вы, в свою очередь, стараетесь пройти так, чтобы как можно меньше их беспокоить. Мужчина оставляет женщине лучшее место (то, с которого виднее сцена), даже если оно слева.

Многие, у кого места с краю, сначала пробегают взглядом по ряду, чтобы убедиться, есть ли там свободные места, и некоторое время стоят в стороне или около двери, чтобы не мешать другим проходить в середину.

Мужчина помогает спутнице сесть, опуская сиденье кресла.

Программы и бинокли держат на коленях. Неприлично разглядывать в бинокль окружающих.

Мужчина, пришедший в театр с женщиной, не должен оставлять ее одну даже в ложе. Если во время антракта она не хочет выходить, он тоже должен остаться на месте.

Отправляясь в театр, мужчине надо надеть темный костюм (правда, на утреннем спектакле можно быть и в обычном городском). Если вы идете на гала-представление или на премьеру, одежда должна быть вечерней, нарядной.

В концертном зале женщины носят платья для коктейля или другие нарядные туалеты, мужчины - темные костюмы.

Если в ресторане принято, чтобы женщина оставалась в шляпе, в театре, концертном зале это недопустимо, поскольку тем самым можно помешать зрителям, сидящим в задних рядах. В ложах можно оставить при себе верхнее платье, потому что там обычно предусмотрены вешалки. Дама, сидящая в ложе, может не снимать шляпу.

Неприлично просить программку у соседа и тем более - читать ее, заглядывая кому-то через плечо.

Есть в фойе или зрительном зале считается неприличным. Это можно делать только в буфете.

Если вы не ведете свою даму в антракте в буфет, предложите ей прохладительные напитки прямо в зале или в фойе.

В театре, как и в кино, вы приветствуете знакомых простым кивком и ни в коем случае не заводите с ними беседы поверх голов других зрителей. Если вам хочется поболтать со встреченными друзьями, это можно сделать в антракте. Если вы пришли не один, лучше не вступать в долгие разговоры с приятелями, не знакомыми вашим спутникам.

Недопустимо уйти из зала до конца представления, а еще хуже - предпринять уход во время финальной сцены или последней части музыкального произведения.

Аплодировать полагается в театре после конца каждого акта, в конце блестящей сцены или арии, иногда - при выходе на сцену особенно известного актера. В концертном зале - при появлении дирижера и солистов. Очень неприлично начинать хлопать в ладоши во время исполнения, в паузе между частями произведения. При исполнении вокального цикла аплодировать надо после окончания последней из песен.


В РЕСТОРАНЕ, КАФЕ


В кафе, закусочной, ресторане мужчина может сесть за столик, который занимает женщина, только если нет другого, свободного столика. А женщина не должна усаживаться рядом с незнакомцем. Женщине вообще не стоит приходить туда одной, где подают спиртное. Зато она может посещать чайные, кондитерские, безалкогольные рестораны.

Если в зале все столики заняты, то можно сесть за тот, где есть свободное место, но только спросив предварительно разрешения у сидящих за ним. Те, кто первым занял столик, не должен отодвигаться подальше, демонстрируя таким образом, что вновь прибывшие нежеланны.

Мужчина не должен обращаться в ресторане к одинокой женщине, но и она не должна заговаривать с мужчиной.

Долг мужчины - предложить огонь своей соседке, если та собирается закурить. Если женщина достает сигарету и затем долго роется в сумочке в поисках зажигалки, это может быть воспринято как намек на желание познакомиться. Этот прием почти традиционный, и следовать ему не к лицу настоящим дамам.

Приводить в порядок одежду или поправлять макияж нужно в туалете, а не за столиком!

Когда мужчина идет обедать или ужинать с дамой, он должен выбрать только те рестораны, что пользуются хорошей репутацией. Если возможно, мужчина должен зайти за женщиной, а после обеда или ужина проводить ее до дверей дома. Мужчина никогда не должен опаздывать на встречу. Женщина самое большее может задержаться на десять минут, но на то должны быть серьезные причины.

Идеально, когда мужчина заходит за дамой, довозит ее до кафе или ресторана на такси. Он выходит из машины первым, помогает выйти спутнице.

Подойдя к ресторану, мужчина проходит вперед, открывает дверь и входит первым. Если подъезд ресторана имеет тамбур с двумя дверьми, мужчина проходит первым лишь во вторую. Войдя в вестибюль, мужчина снимает шляпу (его спутница свою оставляет), оба снимают перчатки.

В вестибюле мужчина сначала освобождается от своей шляпы, перчаток и пальто, затем помогает раздеться спутнице.

Найти столик для себя и дамы - долг мужчины. Женщина не должна обращаться к обслуживающему персоналу за справками или рекомендациями.

Даме предлагают сесть на более удобное место: с видом на пейзаж за окном, на музыкантов, с хорошим обзором зала.

Сев за стол, мужчина берет в руки меню, читает его и предлагает даме блюда, а она делает выбор. Если меню поданы обоим, мужчина также может что-то предложить, чтобы облегчить подруге выбор.

Когда женщине предлагают выбрать блюда, она должна придерживаться такого правила: не заказывать ни слишком дорогих, ни слишком скромных блюд.

Женщина не должна жеманно пробовать поданные блюда. Она похожа скорее на кухарку из богатого дома, когда ест без аппетита или в течение ужина критикует любое блюдо.

Только мужчина заказывает напитки, конечно предварительно узнав о предпочтениях своей спутницы.

Женщина, обслуживающая не только себя, но и пришедшего с ней в ресторан мужчину, выглядит непривлекательно. Если столик никто не обслуживает, мужчина сначала угощает свою спутницу, потом занимается собой.

Женщина подает знак к началу еды, она же и заканчивает ее, поднимаясь из-за стола. Выходя из ресторана, мужчина идет впереди, но чуть поворачивается к ней. Покидая ресторан, мужчина идет впереди спутницы, доходит с ней до двери, открывает дверь и чуть отодвигается, пропуская даму. В вестибюле он одевается первым и уже в пальто помогает одеться женщине. Шляпу он надевает, только выйдя на улицу.

Если в ресторане встречаются двое друзей, они садятся за один столик. Когда это невозможно, пришедшему в ресторан надо встать первым, подойти к вновь прибывшему и объяснить ситуацию. Если один из двоих, встретившихся в ресторане, старше по возрасту или по рангу, ему и решать, садиться ли вместе. Мужчина, увидев в ресторане знакомых женщин, может сесть за их столик лишь тогда, когда они его пригласят.

Хорошо воспитанных людей узнают по тому, как они выражают свое недовольство. Никогда не надо проявлять перед обслуживающим персоналом раздражения. Если появились серьезные причины для жалобы, нужно позвать метрдотеля или хозяина ресторана и объяснить ему, что произошло, не повышая голоса.

Мужчина платит за даму, пригласивший за приглашенного. В присутствии дамы неприлично обсуждать счет или спорить. Единственно - можно исправить случайную ошибку.

Принято давать чаевые тем, кто, оказывая по службе услугу, вступает при этом с вами в личный контакт.

Официанты, метрдотели, прислуга в гостинице, шоферы такси, парикмахеры могут рассчитывать на 10-12 процентов суммы счета.

Гардеробщики, рассыльные, шоферы туристских автобусов, швейцары получают столько, сколько пожелает клиент.

Портье отелей, горничные, лифтеры, консьержки, повара или кухарки, шоферы, заправщики на автозаправочной станции или в гараже, прислуга в доме, куда вы приглашены погостить, продавцы программок, телеграфисты получают чаевые за особые услуги (не входящие в их обязанности).

Чаевые не дают нанимателям и замещающим их лицам (управляющему отелем и работающим в этом отеле членам его семьи). Еще в меньшей степени полагаются чаевые чиновникам и государственным служащим (кроме почтальонов, оказавших какую-то особую услугу).


НА ТАНЦАХ


Есть только один правильный способ танцевать: когда мужчина ведет даму. При этом торс партнера должен быть наклонен назад, а не вперед. Партнерша не должна касаться грудью груди партнера, между ними сохраняется расстояние в 20-30 см. В соприкосновение могут вступать лишь руки и часть тела, расположенная между самой высокой точкой бедра и поясом.

Правая рука партнера легко, но твердо касается спины партнерши на высоте талии. Левая рука кавалера отставлена в сторону, почти горизонтально, и только чуть-чуть согнута в локте.

Партнерша кладет свою правую руку на левую руку партнера.

В обычных танцах ладонь дамы лежит у запястья партнера, вытянутые пальцы сомкнуты. Но в танго партнерша кладет свою левую руку на спину партнера, протягивая ее над его правой рукой, примерно на уровне лопаток. Руку держат горизонтально. Пальцы смыкают так, чтобы касаться спины кавалера только кончиками большого и указательного.

Латиноамериканские танцы исполняются в "открытой позе". Рука партнерши лежит на руке партнера, почти у плеча. Во время танца дама смотрит выше плеча кавалера и не поворачивает к нему лица, если они не беседуют между собой.

Приглашение на танец делается таким образом. Мужчина встает, идет к столику предполагаемой партнерши, кланяется и спрашивает, согласна ли она с ним танцевать. В это время нельзя держать руки в карманах или курить. Дама, кивнув, поднимается и идет вслед за партнером к площадке (маленькую бальную сумочку она может взять с собой).

Когда танец окончится, кавалер провожает даму на ее место, поклоном благодарит ее, а она отвечает ему улыбкой.

Если дама сидит рядом с женщиной постарше, например с матерью, мужчина должен обратиться сначала к ней за разрешением,

Когда даму сопровождает мужчина, кавалер, приглашающий даму на танец, должен обратиться к нему. После танин нужно поблагодарить сначала партнершу, затем - ее спутника. Отказывать кому-то в танце с вашей дамой не принято, но тот, кто приглашает спутницу танцевать, должен достаточно хорошо выглядеть и не быть пьяным.

Дама не имеет права отказаться танцевать с кем-либо в сноси компании. На танцплощадке она может отказать незнакомому человеку. Если у приглашающего сомнительная репутация, если он нетрезв, то независимо от того, знакомый он или незнакомы!!, дама имеет право отказаться от общения с ним,

Женщина, только что отказавшаяся с кем-то танцевать, не должна сразу же идти на танцплощадку с другим партнером. Да и мужчина, которому отказано, не должен сразу же приглашать другую даму.

Мужчина должен, как минимум, по одному танцу протанцевать с каждой женщиной, сидящей за его столиком. Если этот столик в ресторане, мужчина может искать партнершу в иных местах только в том случае, если ни одна из "ваших" дам не остается одна.

В дружеском кругу мужчина сначала приглашает танцевать соседку по столу, затем - хозяйку дома, потом - ее родственниц. И только потом он может свободно выбирать себе партнершу. Считается невежливым весь вечер танцевать с одной и той же дамой.

Если во время танца вы нечаянно столкнулись с другой парой, извиняется мужчина, даже если виновата в этом только дама,

Когда право выбора партнера предоставляется даме, она должна выбирать только из тех, с кем уже танцевала хотя бы один раз. Мужчина обязан принять приглашение,

Мужчине не полагается снимать пиджак во время танцев, более того, пиджак на нем должен быть застегнутым.

Часть: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52

Приглашаем посетить сайты