Какой мужчина нужен женщине: сильный или слабый?

В начало сайта

Профессор психологии разбирает со своей
студенткой результаты тестирования:
-Так...Как много женских черт характера!
Первое, что можно сказать об этом молодом
человеке, - это то, что он гомосексуалист.
- Нет, профессор, вы ошибаетесь.
- Милая, кто из нас специалист? Мне лучше знать...
- Нет, профессор, мне. Этот молодой человек -
мой любовник.

Студенческая байка с факультета психологии

Но как вообще распределяются мужские и женские черты в человеке?

интуиция, пассивность, малая агрессивность, склонность к художественному творчеству, некая театральность поведения. Самая женственная женщина - это существо чрезвычайно слабое и чувствительное, не способное противостоять враждебному окружающему миру, она беспомощно хлопает длинными ресницами и вызывает у мужчин желание носить ее на руках, защищать и оберегать. Это, конечно, крайний случай. Таким сверхженщинам действительно бывает трудно в нашем мире, но чаще всего подобное поведение - не более чем игра.

не показывая вида и не распуская нюни. Это защитник, исследователь новых территорий, добытчик. Если в женщине достаточно выражено консервативное начало (основная, возложенная на нее природой функция - вынашивание и воспитание потомства), то в мужчине присутствует дух авантюризма. Такой сверхмужественный мужчина - герой боевиков и вестернов, шериф, один сражающийся с целой бандой злоумышленников; секретный агент, который действует без прикрытия, вынужден мгновенно принимать решения и получает в качестве награды очаровательную блондинку; впрочем, женщину в конце концов убивают, потому что по законам жанра супермен не нуждается ни в чьей поддержке и не может быть женат. В следующей серии у него появляется другая женщина.

иначе. Какой герой преобладает в "дамском" любовном романе? Это высокий, красивый и богатый молодой человек, который вкладывает энергию и агрессивность в дело и преуспевает в своей профессии, уверенно ведет себя в обществе, но несколько замкнут и держит дистанцию; на первый взгляд, он не способен на глубокое чувство, но это не так: когда-то женщина нанесла ему болезненную душевную травму, но его душа пробуждается к истинной любви, которую вызывает в нем героиня.

подобного рода книгах гораздо реже.

Как видим, идеал мужчины в массовом сознании у женщин и у мужчин разный. Большинство реальных мужчин никак не дотягивают ни до того, ни до другого, да и стоит ли стремиться к химере?

и женского начала инь и ян; тантрические учения предполагают гармоничное соединение мужского и женского естества.

Так что вполне можно говорить о выраженности в данном конкретном индивиде мужских и женских черт характера. Совершенно естественно, что женщины обычно женственнее, у них больше чистой женских свойств, а мужчины - мужественнее. Насколько наличие в характере человека черт против воположного пола выгодно и полезно для него?

Женщины более гибки, чем мужчины, они ow крыты миру, ярче выражают свои эмоции. Считав ется еще, что они более романтичны, чем представ вители сильного пола, но с этим я готова поспорить. На самом деле женщины много говорят о чувствах, но при этом крепко стоят на земле, обеими ногами, и практичность у них прекрасно сочетается с разговорами о высоких материях. Это связано с тем, что после возраста пубертата, когда каждый подросток уходит в себя и отгораживается от всего окружающего, чтобы переоценить смысл бытия и определить свое отношение к самому себе и миру, женщины полнее возвращаются в реальность, чем мужчины, которые остаются во многом идеалистами.

Практически все психологи согласны друг с другом в том, что присутствие в характере человека ряда свойств противоположного пола придает ему ббльшую стойкость, гибкость, расширяет его кругозор, - словом, это выгодно и для самого индивида, и для общества. Мужчина, у которого есть ряд женственных черт, обычно более внимателен, лучше воспринимает чувства окружающих, более тонок и артистичен. Но что будет, если женственные черты характера у мужчины выражены более ярко?

Давайте посмотрим, как ведет себя такой мужчина в личной жизни. Как раз недавно ко мне приходила одна молодая женщина, Вера, и рассказала мне историю своего неудачного замужества. Это как раз тот второй пример, о котором я обещала рассказать чуть выше.

Вера никогда не жаловалась на отсутствие поклонников - возможно, потому, что в ее внешнем облике есть то, что делает ее похожей на дам с картин Боровиковского или Рокотова. Мужчины, во всяком случае, воспринимали ее именно так, хотя она современная, энергичная, самостоятельная женщина. Просто Вера прекрасно понимает, что ей идет и что - нет, и не подстраивается под последние веяния моды.

Витя ухаживал за ней не так, как другие. Он дарил ей цветы, посвящал стихи; наконец, когда он признался ей в любви и она в ответ заявила, что пока не собирается выходить замуж, - он разрыдался. Он плакал так горько, что она его пожалела. Не сразу, но согласилась стать его женой. Когда они вступили в брак, им было по двадцать лет.

Он так красиво говорил о любви! Но в семейной жизни все оказалось далеко не так красиво. Началось с того, что он оказался к ней совершенно неприспособленным. Оказывается, все в его семье решала мать. У него была старшая сестра, которая давно покинула родительский кров и жила с мужем где-то в другом городе, и пожилой, больной и забитый отец, который не имел в семье права голоса. Вера с мужем жили после свадьбы рядом с его родителями, в соседнем доме, но ей казалось, что Витина мама поселилась у них в спальне. Она чуть ли не определяла, когда молодые должны спать друг с другом, и буквально выдергивала Витю из супружеской постели по вечерам - под предлогом, что ей нехорошо, или надо поправить кран у нее на кухне, или выдумывала еще что-нибудь в этом роде. Все вопросы их семейного бюджета решала тоже она, несмотря на то что сын ее был студентом, а основную лепту в материальное благосостояние семьи вносила Вера, которая училась и работала. Нельзя сказать, чтобы родители мужа им не помогали: они нередко делали Вите подарки, обували его и одевали - как же, их сыночек привык ко всему самому лучшему! Свекровь вмешивалась и в другие вопросы: она давала Вере советы, что ей готовить на обед и как гладить рубашки. Через некоторое время Вере это надоело, и она уговорила Витю переехать в ближайшее Подмосковье, где у ее родителей был большой собственный дом. И тут он совсем растерялся. Без руководящих указаний мамочки он был сам не свой. Дело осложнилось тем, что Вера забеременела, и беременность оказалась очень тяжелой. Витя стал попивать. Через несколько месяцев Вера попала в больницу, Витя приходил к ней совершенно растерянный: он не знал, что делать. К ответственности за семью он оказался не готов. В конце концов Вера потеряла ребенка, и врачи опасались за ее жизнь. В этот тяжелый период Витя пропал. Когда ее выписали из больницы, родители осторожно сообщили ей, что Витя собрал свои вещи и уехал. Она видела его с тех пор только один раз: он сообщил ей, что не может жить с больной женой, у которой к тому же, по словам его мамы, никогда не будет детей. Он не хочет ее обидеть, но... Так кончилось Верино замужество.

Витя был открыт в своих чувствах и охотно ими делился. В критический момент он не смог стать жене ни опорой, ни защитой; он действительно переживал, но кому были нужны эти его переживания!

брак продолжался всего лишь полтора года; она придет в себя и справится с душевной травмой. Другим везет меньше. Я знаю одну несчастную женщину, которая живет в подобном браке пятнадцать лет, и у нее двое детей. Она содержит семью, занимается всей домашней работой, потому что у мужа "слабое здоровье"; при этом она действительно считает себя виноватой и в том, что муж выпивает, и в том, что у него нелады на работе, - ее убедила в этом свекровь.

В чем же дело? Почему браки с такими мужчинами часто оказываются несчастными? Оттого, что они чересчур женственны? Отчасти - да, но сюда примешивается еще психический инфантилизм. Верин муж, например, по своему личностному складу явно задержался в нежном возрасте, эдак четырнадцатилетнем. Да, его эмоции открыты миру, как у женщины, но это - незрелые эмоции, эмоции не мужа, но маленького мальчика.

Честно говоря, я предпочитаю в мужчине пусть скупо выраженные, но более зрелые эмоции. Пусть, например, он улыбается редко, но зато вот так: "Губы его изогнулись и раскрылись, обнажая ровные белые зубы; глаза заискрились и приобрели каштановый оттенок. Даже слишком выступающий нос, казалось, приобрел нормальные пропорции... Что за невероятное превращение! Какой контраст - обычно у него такое выражение лица, как у ацтеке кого идола."

Йонен утверждает, что в последнее время люди либеральнее стали относиться к мужским слезам на публике. Так ли это? Никто не упрекнет старика-ветерана, если у него в День Победы глаза увлажнятся. Во всеобщей эйфории после провала путча в августе 1991 у многих тоже были слезы на глазах после пережитых потрясений (об одном эпизоде из этого времени почти всенародного ликования упоминает Йонен в своей книге). Совершенно естественным казалось и то, что у нашего бывшего премьер-министра Николая Рыжкова подозрительно блестели глаза в Спитаке после землетрясения, посреди человеческого горя и отчаяния. Но вот тот же красавец премьер-министр на парламентской трибуне, вне себя от нападок и обиды, и... и голос у него дрожит, на глазах слезы! Недаром с тех пор к нему приклеилась кличка "плачущий большевик", и сколько бы его ни избирали в Думу, по большому счету его политическая карьера была окончена. Люди и на подсознательном, и на сознательном уровне никогда не захотят, чтобы ими управлял такой слабонервный человек. Тот, кто стоит во главе страны, не должен показывать свое волнение, он не может позволить себе ни невротического причмокивания в трудных ситуациях, ни излишней горячности, граничащей с неуверенностью, ни тем более слез. Увы, такой лидер должен обладать железными нервами, как бы его ни обзывали и как бы его ни выводили из себя. Место интеллектуала в очках, который может гордиться скорее своим умом, нежели мускулами, занимает Рембо - сверхмужественный, обладающий мощными физическими кондициями самец. Поэтому абсолютно не случаен взлет генерала Лебедя - этого зримого воплощения мужественности в самом древнем, примитивном значении этого слова. Кстати, именно его наши журналисты нередко называли "Рембо" - его снимки в камуфляжной форме обошли все центральные издания, а "Столица" как-то на первой странице обложки опубликовала фотомонтаж - к торсу Сильвестра Сталлоне была приставлена голова генерала.

Но, по счастью, у нас не Америка, и одной горы мышц явно недостаточно. Нужно еще что-то. Вот у Александра Ивановича это "что-то" нашлось: недюжинные артистические данные и, главное, улыбка. Представить его со слезами на глазах? Увольте! А вот женщина-политик может плакать, это ей не возбраняется - простили же слезы на публике Элле Панфиловой, милой и симпатичной женщине (во всяком случае, таков ее имидж).

Кстати, Йонен утверждает, что только сейчас, в наше время, мужчине позволено плакать. Но это не так. Был период, который нам хорошо знаком по литературе сентиментализма. Ах, как переживали в романах того периода герои, не стесняясь своих скупых и не слишком скупых мужских слез! Как мучился и страдал юный Вертер! Да и зачем далеко ходить - и у нас, в России, горько рыдал изменник Эраст, погубивший бедную Лизу. Наверное, именно в качестве реакции на сентиментальную слащавость этой истории, у пруда, в котором нашла свой конец героиня, повесили табличку:

Здесь утопилася Эрастова невеста.
Топитесь, девушки, - здесь много еще меета!
(Московский фольклор)

 

 

Увы, сейчас переживания героев тех далеких дней по большей части оставляют нас равнодушными - они кажутся нам преувеличенными.

энергичной женщине, зачастую старше себя, то это может быть прекрасное сочетание. Муж с удовольствием выполняет домашнюю работу, на зависть подругам жены моет посуду, он тихий домосед и без споров передает бразды правления своей половине. Жена в таких парах занимает место матери. Кстати, если бы Вера была постарше и поопытнее, если бы она смогла увезти мужа подальше от свекрови, если бы она не заболела... Впрочем, слишком много "если".

приложить очень много усилий и действовать при этом не напористо и дерзко, как она привыкла, а по-кошачьи, "бархатными лапками". Беда в том, что и сильные женщины обычно предпочитают сильных мужчин: "Она сама родилась сильной и твердо решила связать свою судьбу только с сильным мужчиной" (Джек Лондон, "Дочь снегов"). Или, как говорит о себе Амелия Пибоди, героиня серии приключенческих романов Элизабет Питере, этакий Индиана Джонс в женской юбке (или скорее в подобии брюк - насколько это было допустимо нравами викторианской Англии): "Я не смогла бы вынести такого мужа, который позволял бы мне управлять им, и не смогла бы выдержать сама мужчину, который пытался бы мной управлять". Если вы, мои дорогие читатели, оглянетесь вокруг, то вы увидите, что такая двойственность требований очень свойственна женщинам, и особенно сильным женщинам. Такая женщина все время пытается давить на мужчину, но при этом презирает того, кто поддается ее давлению, и в то же время не выносит, если мужчина не склоняется перед ней (в таком случае в воздухе нередко летают предметы домашнего обихода).

капризы и прихоти, в общем, плясать под ее дудку. И, конечно же, ее избранник должен ее любить, чувствовать ее настроения и быть прекрасным сексуальным партнером. Вот как описывал этот идеал Джек Лондон:

и хилый поэт! В одном она восхищалась мускулами, в другом - вдохновенными песнями. Но предпочла бы их соединить в одном лице".

Как видите, в этом идеале преобладают мужские черты, но есть и некоторые свойства, более присущие женщине. Увы, у него есть один недостаток: за всю свою многолетнюю практику я ни разу не встретилась с носителем таких трудно сочетаемых качеств в реальной жизни.


 Приглашаем посетить сайты 
Блок Булгаков Фет Тютчев Цветаева Женщинам